Меню

Вьетнам 2010 (продолжение)

              26.02

"Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую неделю мы провели словно в керосиновой лавке. Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин; Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух. Дул то западно-керосиновый ветер, то восточно-керосиновый ветер, то северо-керосиновый ветер, то юго-керосиновый ветер; но приходил ли он с ледяных просторов Арктики или зарождался в знойных песках пустынь, он был одинаково насыщен благоуханием керосина.

И керосин просачивался до самого неба и губил солнечные закаты, а лунный свет положительно провонял керосином."

Трое в лодке (не считая собаки) - Джером К. Джером.

Эпиграф получился немного великоват, может даже больше моего повествования, но зато он в полной мере отвечает сегодняшнему дню.

Вчера был последний вечер на море, попрощались с новыми знакомыми, по этому случаю, нам подарили две бытылки знаменитого рыбного соуса Нык Мам. На пол дороги к Сайгону, по салону автомобиля начал распространяться тонкий рыбный запах, но мы этому факту значения не придали — мало ли чем может пахнуть в новой машине, может у них ароматизаторы такие. По приезду в отель, обнаружили, что одна бутылка разбилась, часть соуса вытекла в машине, часть в холле отеля, часть в лифте. В номере мы конечно постарались отмыть пострадавшие вещи, а остатки вместе с пакетом выбросили в мусорку возле отеля. Теперь, если в эпиграфе заменить слово керосин на рыбный соус то получится полное описание центра Сайгона сегодня. Этот соус, подобно керосину, пропитал отель, соседнюю улицу, на крытом рынке затмил запах дуриана, а в двух соседних кофейнях, в которые мы заходили, кофе имел яркий привкус рыбного соуса. Про лунный свет — точно подмеченно — полжительно с запахом этого рыбного соуса. Очень качественный попался соус. Про номер даже и говорить не хочется.

 В попытках уйти от этого запаха, обошли пару кварталов, купили карту, чтобы потом можно было сориентироваться — как возвращаться. Куругом одни лавченки, крупных магазинов не видно. Сориентировались по карте, нашли там значки с пометкой маркет, взяли такси, показали куда везти. Таксист проехал пару кварталов — вот говорит маркет и показывает на крытый рынок, кстати как потом выяснилось, самый крупный в крытый рынок в Сайгоне. Нет, говорим мы, нам нужен большой маркет. Таксисист завез нас в какие то трущебы — оказалось это какой-то местный рынок, попросили вернуть нас к крытому рынку, хотя просто хотели найти большой магазин.

Крытый рынок Бентхань — центральное торговое место Хошимина. Там продается все на свете, внутри не протолкнуться. Он находится в центре оживленного перекрестка, сделанного по парижской моде круглым, и сам он тоже круглый, а над главным входом — часовая башня, которая является символом старого Сайгона. Перед рынком стоит конный памятник человеку по имени Чан Нгуен Хан, который в XV веке помогал королю Ле Лою победить китайцев.

Вечером вокруг рынка разворачиваются множество торговых палаток и уличных кафешек с местной пищей, говорят, что здесь пробовал суп Фо, даже Клинтон во время своего визита во Въетнам, мы пробовать не стали.

Большой магазин, кстати нашли — соседняя дверь с нашим отелем.

27.02

С утра выехали на экскурсию в партизанский подземный укрепрайон Кучи. В 60-70 годах здесь скрывались партизаны, которые по ночам выходили партизанить в Сайгоне.

Не знаю зачем Вьетнам заключил договор с правительством Москвы на строительтво метро в Сайгоне и Хошимине — по тому, что нам показали в Кучи — им никакие метростоители не нужны. От Сайгона километров 40, но везде прорыто множество туннелей, общей длиной около 240 км. Некоторые туннели доходят до границы с Камбоджей. Размеры конечно невелики, вьетнамские скажем так размеры. Американцы знали, что катакомбы есть, бомбили каждый день с В-52, искали с собаками, травили химией, но найти и уничтожить «тоннельных крыс» точным попаданием не могли — они были слишком замаскированы. Ответные шаги вьетнамцев были порой остроумными: они бросали армейское мыло в пчелиные ульи, и потом пчелы жалили солдат, вошедших в джунгли, этим же мылом запутывали собак-ищеек, перед входом клали перец-чили, придумывали ямы-ловушки с воткнутыми в дно острыми кольями, куда солдаты проваливались и убивались насмерть. В общем, тоннели так и не нашли.

Все это демонстрируется на территории базы музея. Демонстрируется весь партизанский быт, но жили партизаны видно не плохо — самогонный аппарат у них имелся. Желающим предлагается испробовать партизанской самогоночки и при желании прикупить. Так же здесь делают сандали из автомобильных покрышек, в которых кстати ходит персонал.

Лазы располагаются на трех уровнях 3 метра — для партизан, 7 метров — для мирных жителей и на 13 метрах бомбоубежища. Желающих проводят по специально расширенным для туристов лазам.

В конце покормили партизанской едой — пареный корень маниока — вроде сладкой картошки.

Лишний раз убедились, что несмотря на все убеждения в дружбе, американцев любят здесь больше — мы так и не дождались просмотра фильма о боевом прошлом Кучи на русском языке, и слава богу — сильно душно в этих джунглях. Кстати джунгли отросли здесь после войны, а во время войны все было выжжено огнем и отравляющими веществами и догое время здесь ничего не росло. Теперь, как символ мира выглядят молодые ветки бамбука, выросшие внутри воронок от бомб, сброшенных с Б-52. Фото с Кучи здесь.

Следующей точкой нашего посещения стал город Тэйнинь, а вернее главный храм религии Каодай, находящийся в этом городе. Про религию рассказывать не стану — можно прочитать в Википедии. В двух словах это попытка объединить все основные религии в одну. От этого у них и флаг и храм, и все остальное трех цветов — красный цвет от христианства, вернее католичества, зеленый от ислама, голубой — от буддизма, белый — объединяющий все — каодай. А главные святые Виктор Гюго, и Лев Толстой.

Посмотрели на ритуал их молебна, который происходит 4 раза в сутки — в 0, 6, 12 и 18 часов. Интересно, что внутри храма, верующиеся построились в колонны по четыре, затем так же уселись, причем старшие по колоннам, прошлись и подравняли тех, кто сидел неровно.

Территория храма около 10 гектаров. Возле главных ворот стоит пагода над могилой основателя религии, а вдоль площади перед главным храмом — механизированные иллюстрации из истории Вьетнама. Фото из храма здесь.

28.02

Сегодня съездили в дельту Меконга. Ничего особо примечательного. Провезли по скоростной трассе. Было немного в диковинку ехать со скоростью 120 км/ч — все время до этого по Вьтнаму быстрей чем 60 км/ч мв не ездили.

Приехали в г. Меконг, на пристани сели в джонку, перехали через один рукав Меконга, высадили на базарчике, прошли по базарчику, посадили за стол, дали чаю с медом, предложили покупать мед, и прочие продукты пчеловодства. Посидели — повели дальше посадили за стол, угостили фруктами, спели песен на вьетнамском языке. Потом провезли на маленькой лодке по каналу, перевезли на другой остров, покормили и домой. Вобщем вместе с дорогой заняло часа четыре. Фото с Меконга здесь.

Вот и все. Завтра с утра домой. Отдых во Вьетнаме получился очень насыщеным, познавательным и разнообразным.