Меню

Дневник путешествия по Вьетнаму 2010. Фантхьет.

14.02.2010

С утра еще раз прогулялись по нарядной улице, народу меньше, чем было вчера, но все равно значительно. Улица на удивление чиста, у нас после ночных праздников дворники мусор вывозить будут до обеда.

В 10 утра выезжаем на пляжный отдых в Фантхьет. Ехать около четырех часов на автомобиле. Дороги здесь не плохие, но скорость движения транспорта около 50 км/час.

Проезжаем Фантхьет и попадаем в Муйню. Это не ругательство, а так называется бывшая рыбацкая деревня, а теперь один из морских курортов Вьетнама — Муй Не. Над морем десятки парусов кайтов. Кайтеры на своих досках носятся как угорелые — Муй Не считается одной из главных международных тусовок кайтеров. Своего рода вьетнамские Гаваи. Но нам оказывается не сюда — просто водитель заблудился. Разворачиваемся и едем в обратную сторону. Опять проезжаем Фантхьет, поворачиваем к морю и все. Конец географии — справа от дороги холмы, поросшие вьетнамскими соснами, слева несколько заброшенных строений, потом стройка и наш отель. А вокруг ни души. Встречают нас в очень радушно, даже хозяин отеля лично приветствует. Это вызывает настороженность. Отдыхающих не видно. Неужели опять будем единственными постояльцами в отеле? Просто какя то засада. Пошли посмотреть на море.

Ветер, волны метра полтора, просто жуть. От шума прибоя ничего не слышно. Побродили по пустынной территории, сходили в ресторан и все в полном одиночестве. Дежавю какое-то. Так мы уже жили в отеле в Паттае — только мы и персонал. Ладно, осмотримся, если не понравится, попросим Анатолия сменить отель.

Вечером нас пригласили на ужин в рестран, по случаю дня святого Валентина. И на ужине кроме нас и персонала опять никого.

15.02.2010

Ну что, жизнь потихоньку налаживается. Ветер с утра не такой сильный, волны поменьше. Перед затраком удалось даже немного поплавать. Пляж очень пологий, за ночь море выровняло песок и он идеальный. На кромке прибоя много раковин, выброшенных на берег. Невдалеке рыбаки проверяют сети. Лодки здесь круглые плетеные корзины диаметром около двух метров, пропитанные какой-то смолой. Вот на них они и мотыляются по волнам, причем гребут только одним веслом, расположенном на носу лодки.

На завтраке выяснилось, что в отеле мы не одни — еще человек десять русских отдыхающих, просто они на день разбредаются по окрестностям.

К обеду начали подтягиваться вьетнамцы. Видно попраздновали новый год дома и отправились отдыхать. Большинство приехало на своих машинах, с семьями — с детьми, с бабушками и дедушками, что говорит о хорошем достатке. За время путешествия, сложилось мнение, что люди во Вьетнаме значительно разделены по достатку. Это хорошо видно на дорогах страны. Основной вид транспорта — мотобайк, их очень много на дорогах, значительно больше, чем мы видели на Бали или в Таиланде. Но отличие здешних дорог в том, что очень мало недорогих малолитражек, практически нет, за исключением такси, зато часто встречаются Лексусы, Ленд Крузеры и подобные машины.

В обед в ресторане уже было полно народу, а на ужин буквально не протолкнуться.

Отель, в котором мы сейчас живем, называется «Golden Coast». Построен совсем недавно — всего два месяца назад. Полтора десятка одноэтажных бунгало, пара двухэтажныж коттеджа и один трехэтажный. Номер у нас очень приличный, высота потолков — метра четыре, естественно новая мебель из красного дерева. Небольшая веранда, телевизор (правда русских каналов нет), интернет, вобщем полный фарш.

Пляж, в десяти шагах от номера, оборудован новыми лежаками, оригинальными грибками от солнца. Что говорить — отель новый — все новое. Между рестораном и пляжем небольшой бассейн, с водными горками для детей в мелкой части. Вобщем отель позиционируется для спокойного семейного отдыха. 

16.02.2010

С утра, перед завтраком совершаем небольшой заплыв, который чуть не окончил наше путешествие. Удачно перебравшись через линию прибоя, решили немного поплавать, а когда стали возвращаться, оказалось что берег совсем не приближается. Повидимому течение относит от берега. Справились с ним с трудом. В следующий раз нужно поаккуратней с этим делом. Далеко правда не унесло бы — дальше стояли сети. Но могло бы получиться как в стихах — тятя, тятя наши сети притащили мертвеца. Не стали бедных вьетнамцев пугать.

А теперь небольшая зарисовка об организации дорожного движения. Двумя словами — никакой организации. Каждый едет куда хочет, по принципу — как в деревне на поле. И если в деревне это в глаза не бросается, подумаешь два трактора проехали, то в городе потоки мотобайкеров рядов в шесть, может и придерживаются чисто символически правой стороны, но это чисто символически. Ездят по понятиям, а в понятия не входят светофоры и разделительные линии. Перейти улицу в Ханое или в Хошимине — полная засада. Никто никого никогда не пропустит, но если начать переходить улицу неторопясь и предсказуемо, то тебя попытаются объехать. Глядя со сторны, поезжая часть — как широкая муравьиная тропа — все движется навстречу друг другу и ни один муравей с другим не сталкивается. Так и вьетнамские водители, совершают маневры руководствуясь каким-то коллективным разумом. Ну бывает кто-то упадет. В Хуэ, напротив нашего окна, неудачный байкер разбил шлемом заднее стекло у такси. Немножко не успел затормозить. Таксист пытался ему помощь оказать, а байкер, едва очухавшись, быстро смылся, и поймать его не успели.

Большинство байкеров ездят в повязках, типа от гриппа, наверно таким образом пытаются уберечься от выхлопных газов, но мне кажется что это просто иллюзия, потому что выхлопов много, а когда образуется пробка — то очень много. Если не можете себе представить пробку из сотни байков.

На трассе за городом ничуть не лучше. Вполне нормально, что кто-то едет по по встречке и при этом мигает фарами, типа предупреждает — у меня железа больше. Особенно этим грешат водители автобусов.

И последняя фишка на вьетнамских дорогах — это постоянно нужно сигналить. Обгоняешь — сигналишь, подъезжаешь к перекрестку — обязательно, увидел пешехода — непременно. Если еще учесть, что сигналят целой серией бибиков, то можно попытаться представить — какая кокафония стоит над дорогой.

 17.02.2010

В предкушении ужина, сегодня напишу о вьетнамской кухне. Признаюсь честно, что во всех предыдущих поездках долго не могли питаться блюдами местной кухни, через неделю начинали искать что-то европейское, бывало опускались вообще до фастфуда. Но Вьетнам стал в этом смысле исключением, можно даже сказать - приятным исключением. Все что мы что нам довелось здесь испробовать отличалось необычайным вкусом. Во всех без исключения блюдах присутствует вкусовая гармония, получается что это не просто еда, а еще и наслаждение.

Поразительные, похожие на желе супчики «Фо», очень вкусные фаршированные блинчики «Нем», всевозможные морепродукты, а соус из тухлой рыбы поистине великолепен, без него и без креветок не обходится ни одно блюдо. Мы  cфотографировали то, чем нас кормили, хотя луше один раз поробовать, чем десять раз посмотреть.

Примечательно, так же что ужин может состоять из 10 блюд. Порции небольшие, но очень вкусно и сытно. Потребность в хлебе отсутсвует. Оказывается, легко можно наесться продуктами из риса, моря и травы. Соусы и специи придают обалденный вкус этим простым составляющим вьетнамских блюд.

 23.02.2010

В 23-е февраля

выпьют водки дембеля!

Тот кто служит, кто служил,

кто от службы «откосил»!

Кто на службу попадет,

кто на службу х... забъет!

И военные со стажем,

и «белобилетник» даже!

И какой то педераст

тоже праздновать горазд.

Поздравлять считают надо

и мальчишек из детсада.

Вобщем празднует любой —

яйца есть, и праздник твой!

Очень понравилось это поздравление, поэтому позволил себе его здесь процитировать. Очень точно отражает современную действительность.

А наш отдых бежит неторопливо, весьма похожий на сон. Опять сбваюсь на цитироване, но здесь полный релакс. Голову словно выпотрошили, мозги очистили, и еще повидимому что то в пищу подсыпают. Ну не может быть, не бывает такого расслабления.

За прошедшие дни произошло много чего — вьетнамцы праздновали свой Новый год. По этому случаю в отеле был полный аншлаг. По территории носилась толпа неугомонных детей, которые кричали, визжали и сметали все на своем пути. В эти дни не было слышно морского прибоя, потому что вьетнамцы тихо говорить не умеют. Причем все начиналось часов в шесть утра. В это время детишки уже пищали из бассейна, а взрослые выходили купаться в море. Вобщем было не скучно. В столовой на завтраке тоже зевать не приходилось. Но праздники закончились местные разъехались и в отеле наступила тишина. Кроме нас сейчас проживает еще человек десять.

Постепенно стих ветер и на море утановилось спокойствие. Вода как парное молоко, по прозрачности не уступает морю на тайских островах.

Невдалеке от берега рыбачат местные рыбаки — ставят краболовки и сети. Уловы у них правда невелики — от полведра до двух — различных морских тварей. Это и крабы и кальмары и осьминожки, и рыбная мелочь. Из рыбной мелочи здесь делают великолепный рубный соус Ныом мам. Рыба тухнет в чанах на открытом воздухе примерно полтора года, потом что от этого останется — разливают по бутылкам. При всем подозрительном отношении к этому соусу — на вкус он оказался просто великолепен.

Весь день по пляжу шныряют десятки крабиков — размером от 3 до 10 сантиметров. Очень забавно наблюдать за их жизнью. Причем за территорией отельного пляжа крабов почти нет — видно съели всех. Ранним утром местное население бродит по берегу и собирает, что море пошлет — всякую живность, выброшенную во время отлива на берег. 

26.02.2010 

"Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую неделю мы провели словно в керосиновой лавке. Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин; Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух. Дул то западно-керосиновый ветер, то восточно-керосиновый ветер, то северо-керосиновый ветер, то юго-керосиновый ветер; но приходил ли он с ледяных просторов Арктики или зарождался в знойных песках пустынь, он был одинаково насыщен благоуханием керосина.

И керосин просачивался до самого неба и губил солнечные закаты, а лунный свет положительно провонял керосином."

Трое в лодке (не считая собаки) - Джером К. Джером.

Эпиграф получился немного великоват, может даже больше моего повествования, но зато он в полной мере отвечает сегодняшнему дню.

Вчера был последний вечер на море, попрощались с новыми знакомыми, по этому случаю, нам подарили две бытылки знаменитого рыбного соуса Нык Мам. На пол дороги к Сайгону, по салону автомобиля начал распространяться тонкий рыбный запах, но мы этому факту значения не придали — мало ли чем может пахнуть в новой машине, может у них ароматизаторы такие. По приезду в отель, обнаружили, что одна бутылка разбилась, часть соуса вытекла в машине, часть в холле отеля, часть в лифте. В номере мы конечно постарались отмыть пострадавшие вещи, а остатки вместе с пакетом выбросили в мусорку возле отеля. Теперь, если в эпиграфе заменить слово керосин на рыбный соус то получится полное описание центра Сайгона сегодня. Этот соус, подобно керосину, пропитал отель, соседнюю улицу, на крытом рынке затмил запах дуриана, а в двух соседних кофейнях, в которые мы заходили, кофе имел яркий привкус рыбного соуса. Про лунный свет — точно подмеченно — полжительно с запахом этого рыбного соуса. Очень качественный попался соус. Про номер даже и говорить не хочется.

В попытках уйти от этого запаха, обошли пару кварталов, купили карту, чтобы потом можно было сориентироваться — как возвращаться. Куругом одни лавченки, крупных магазинов не видно. Сориентировались по карте, нашли там значки с пометкой маркет, взяли такси, показали куда везти. Таксист проехал пару кварталов — вот говорит маркет и показывает на крытый рынок, кстати как потом выяснилось, самый крупный в крытый рынок в Сайгоне. Нет, говорим мы, нам нужен большой маркет. Таксисист завез нас в какие то трущебы — оказалось это какой-то местный рынок, попросили вернуть нас к крытому рынку, хотя просто хотели найти большой магазин.

Крытый рынок Бентхань — центральное торговое место Хошимина. Там продается все на свете, внутри не протолкнуться. Он находится в центре оживленного перекрестка, сделанного по парижской моде круглым, и сам он тоже круглый, а над главным входом — часовая башня, которая является символом старого Сайгона. Перед рынком стоит конный памятник человеку по имени Чан Нгуен Хан, который в XV веке помогал королю Ле Лою победить китайцев.

Вечером вокруг рынка разворачиваются множество торговых палаток и уличных кафешек с местной пищей, говорят, что здесь пробовал суп Фо, даже Клинтон во время своего визита во Въетнам, мы пробовать не стали.

Большой магазин, кстати нашли — соседняя дверь с нашим отелем.

27.02.2010

С утра выехали на экскурсию в партизанский подземный укрепрайон Кучи. В 60-70 годах здесь скрывались партизаны, которые по ночам выходили партизанить в Сайгоне.

Не знаю зачем Вьетнам заключил договор с правительством Москвы на строительтво метро в Сайгоне и Хошимине — по тому, что нам показали в Кучи — им никакие метростоители не нужны. От Сайгона километров 40, но везде прорыто множество туннелей, общей длиной около 240 км. Некоторые туннели доходят до границы с Камбоджей. Размеры конечно невелики, вьетнамские скажем так размеры. Американцы знали, что катакомбы есть, бомбили каждый день с В-52, искали с собаками, травили химией, но найти и уничтожить «тоннельных крыс» точным попаданием не могли — они были слишком замаскированы. Ответные шаги вьетнамцев были порой остроумными: они бросали армейское мыло в пчелиные ульи, и потом пчелы жалили солдат, вошедших в джунгли, этим же мылом запутывали собак-ищеек, перед входом клали перец-чили, придумывали ямы-ловушки с воткнутыми в дно острыми кольями, куда солдаты проваливались и убивались насмерть. В общем, тоннели так и не нашли.

Все это демонстрируется на территории базы музея. Демонстрируется весь партизанский быт, но жили партизаны видно не плохо — самогонный аппарат у них имелся. Желающим предлагается испробовать партизанской самогоночки и при желании прикупить. Так же здесь делают сандали из автомобильных покрышек, в которых кстати ходит персонал.

Лазы располагаются на трех уровнях 3 метра — для партизан, 7 метров — для мирных жителей и на 13 метрах бомбоубежища. Желающих проводят по специально расширенным для туристов лазам.

В конце покормили партизанской едой — пареный корень маниока — вроде сладкой картошки.

Лишний раз убедились, что несмотря на все убеждения в дружбе, американцев любят здесь больше — мы так и не дождались просмотра фильма о боевом прошлом Кучи на русском языке, и слава богу — сильно душно в этих джунглях. Кстати джунгли отросли здесь после войны, а во время войны все было выжжено огнем и отравляющими веществами и догое время здесь ничего не росло. Теперь, как символ мира выглядят молодые ветки бамбука, выросшие внутри воронок от бомб, сброшенных с Б-52.

Следующей точкой нашего посещения стал город Тэйнинь, а вернее главный храм религии Каодай, находящийся в этом городе. Про религию рассказывать не стану — можно прочитать в Википедии.

В двух словах это попытка объединить все основные религии в одну. От этого у них и флаг и храм, и все остальное трех цветов — красный цвет от христианства, вернее католичества, зеленый от ислама, голубой — от буддизма, белый — объединяющий все — каодай. А главные святые Виктор Гюго, и Лев Толстой.

Посмотрели на ритуал их молебна, который происходит 4 раза в сутки — в 0, 6, 12 и 18 часов.

Интересно, что внутри храма, верующиеся построились в колонны по четыре, затем так же уселись, причем старшие по колоннам, прошлись и подравняли тех, кто сидел неровно.

Территория храма около 10 гектаров. Возле главных ворот стоит пагода над могилой основателя религии, а вдоль площади перед главным храмом — механизированные иллюстрации из истории Вьетнама. 

28.02.2010

Сегодня съездили в дельту Меконга. Ничего особо примечательного. Провезли по скоростной трассе. Было немного в диковинку ехать со скоростью 120 км/ч — все время до этого по Вьтнаму быстрей чем 60 км/ч мв не ездили.

Приехали в г. Меконг, на пристани сели в джонку, перехали через один рукав Меконга, высадили на базарчике, прошли по базарчику, посадили за стол, дали чаю с медом, предложили покупать мед, и прочие продукты пчеловодства. Посидели — повели дальше посадили за стол, угостили фруктами, спели песен на вьетнамском языке. Потом провезли на маленькой лодке по каналу, перевезли на другой остров, покормили и домой. Вобщем вместе с дорогой заняло часа четыре. 

Вот и все. Завтра с утра домой. Отдых во Вьетнаме получился очень насыщеным, познавательным и разнообразным.