Меню

Баган

4.02.2013- 6.02.2013

По уже сложившейся традиции – с утра пораньше вылетаем в Баган. Правильнее конечно говорить Паган – так, как назывался этот город в 11 веке, как называлось одноименное Паганское царство,  но сейчас города нет, царства тоже, есть только аэропорт Баган, который так назвали ввиду того, что Паган некрасиво звучит по-английски.

Первым делом осмотрели местный рынок, который в утренние часы многолюден и наиболее интересен.

Во всех азиатских странах принято приобретать продукты на день  утром, т.к. не принято хранить продукты в холодильниках. На стол, даже в самой бедной семье, идут только свежие продукты, которые поутру закупаются на рынке. На рынке можно купить все – овощи, фрукты, мясо – рыбу, несколько раз сомнительные личности предлагали нам рубины и топазы. Небольшой в общем восточный рынок. Хозяйки, совершив покупки, отправляются домой. Что интересно – все тяжести женщины носят на голове. Даже на ремонте автодороги, мы наблюдали - как женщины в корзинах на голове носят щебенку. И в немалом количестве.

Паган – это красная земля, на которой растут редкие кустарники, невысокие пальмы и корявые кактусы. И куда не бросишь свой взгляд – везде храмы и пагоды. Когда-то Паган называли городом четыре миллионов пагод,  до наших дней дошло около четырех тысяч. Вряд  ли их кто-то считал. Есть большие и малые, но они везде. На площади около 40 кв. километров только безжизненная земля и пагоды. В Бирме два типа культовых зданий — храмы и пагоды, или ступы. В отличие от храмов пагоды не имеют входов. Это глухие кирпичные сооружения, под которыми покоится реликвия. В большинстве пагод «захоронены» священные тексты. Меньше таких, которые хранят статуэтки божества из дорогих поделочных камней. Еще меньше тех, что поставлены над сосудами с лоскутами монашеской тоги Будды. И совсем считанные единицы имеют (как говорят хроники) в реликвиях кости, зубы или волосы Великого учителя.

За три столетия до нашей эры, индийский царь Ашока, ревностный приверженец буддизма, разделил останки Будды Гаутамы на восемь тысяч частей, чтобы одарить ими каждый уголок индийской земли. Священные реликвии уложили в драгоценные сосуды, замуровали в ящички и воздвигли над ними сооружения с куполами. Форма их напоминала пузыри на воде, которым Будда уподоблял быстротечность земной жизни.

Снаружи пагоды похожи одна на другую, но различаются мерой святости — в зависимости от того, что погребено в заветном ящичке под фундаментом кладки.

Один из шедевров паганского зодчества – золотая пагода Швезигон. Мощную ступу сплошной кирпичной кладки возводили двадцать лет. Реликвии ступы — зуб Будды, привезенный с Цейлона, его лобная и ключичная кости из Прома и изумрудная статуэтка божества, доставленная из Китая, — сделали свое дело, Швейзигон — одна из самых посещаемых пагод.

В тенистых коридорах, ведущих к храму бирманские бабушки курят чируты и с удовольствием позируют фотографам за небольшую плату.

В Швезигоне выстроен павильон в котором помещены связанные наты, чтобы показать что все духи изловлены и не стоит им поклоняться, но цели это не достигло - поклонение натам происходит по сей день. Наты с удовольствием берут деньги, сигареты, алкоголь. Мы тоже поднесли сигаретку.

Тысячи храмов и пагод Пагана объясняется очень просто. В Бирме очень почетно возвести навес — сая, под которым могут отдохнуть усталые путники. Еще почетнее построить монастырь. Но высшая заслуга перед Буддой — построить пагоду, заслужить честь называться «пейадага».

Стать пейадага — страстное желание каждого бирманца. Это почтенный, всеми уважаемый человек. Его пагода стоит на земле как наглядное доказательство того, насколько он продвинулся на своем пути к нирване.

Тура завез нас в мастерскую, где изготавливают великолепные лакированные изделия. 

На следующий день у нас состоялась поездка на гору Попа.

В то время как вся земля вокруг серая и безжизненная Попа щедро покрыта зеленью и цветами, поэтому ее часто называют Цветущей горой. Издавна она была окружена ореолом магии и волшебства. Растущие на ее склонах трава и коренья имели целебную силу. Их приходили собирать знахари со всей округи.

 

Легенда утверждает, что на горе обитают самые могущественные в Бирме наты — кузнец Мин Махагири и его сестра, Дева с прекрасным лицом, жена короля.

Когда-то на севере жили брат и сестра. Родители их умерли. Они жили одни, нежно заботясь друг о друге. Махагири был кузнецом таким ловким и сильным, что от звука его молота дрожала земля. Сестра его была красавица, в народе звали ее Дева с прекрасным лицом.

Однажды король послал в эти края гонцов, чтобы найти самую красивую девушку, которая стала бы главной королевой. Гонцы увидели Прекраснолицую деву и увезли ее во дворец. Неутешна была сестра. Тосковала о брате и много рассказывала о нем королю. Завидуя необыкновенной силе и известности кузнеца, задумал лицемерный и слабый король извести его. Хитростью заманил он кузнеца во дворец и велел казнить, обвинив в измене. Утром у места казни собралась толпа. Король пригласил и главную королеву. Кузнеца приковали к дереву железными цепями и развели у его ног костер. Уже багровые языки пламени побежали по ногам и плечам богатыря, но он не издал ни звука. И тут неожиданно для всех королева бросилась в пламя, обняла братаруками и разделила его участь.

Сгорев в пламени, оба они стали натами — хранителями Бирмы и поселились на высокой горе Попа.

 Дальше

 

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка подписчиков

Для вас в нашей организации techart предлагаем всем желающим.