Меню

Ава - Сагайн

4 день. 2.03.2013 (Ава - Сагайн)

Четвертый день путешествуем от завтрака до ужина. Не успеваем перерабатывать полученную информацию. Сегодня с утра заехали в небольшую мастерскую по изготовлению сусального золота. Внутри –довольно просторное помещение, небольшая выставка позолоченных изделий, витрины, столы с образцами для объяснения технологии посетителям. Золотая пластина режется на квадраты, которые складываются в стопку, перемежаясь листами специальной бумаги. В одной стопке – несколько сот золотых листков .

Стопка из золотых пластинок и бумаги вкладывется в специальную оправку, сделанную из буйволиных сухожилий. Далее молотобоец, рассчитывая силу и точность удара на свой глазомер, бьет специальным молотом по стопке пока золото равномерно не расплющится до размеров бумаги. Стопка разбирается, золотой листок режется на четыре части, каждая часть собирается в новую стопку, опять перемежаясь с листами навощенной бамбуковой бумаги, которую делают тут же в мастерской.

И так повторяется по циклу, пока толщина листа не достигнет 0.1 микрона. Золото такой толщины прилипает к любой гладкой поверхности на молекулярном уровне, на чем и основана технология золочения сусальным золотом.

В глубине – сама мастерская: три рабочих места для расковки золота вдоль стен: два слева, одно прямо.

Тут же оборудование и материалы для изготовления бамбуковой бумаги: чан с заквашенным бамбуком, какие-то мутовки, сита, поддоны и пр.

Персонал мастерской: три золотобойца, помощник и девчонка: продавец-экскурсовод-кассир. За стеклом, в помещении без сквозняков и вентиляторов сидят шесть женщин и режут, пакуют, прошивают золотые листочки. Мужики в стояче-сидячем положении, молотками (6 кг, на длинной ручке) равномерно бьют по оправкам, закрепленным на наклонных гранитных плитах.

Перед ними стоит глиняная чаша с водой, в которой плавает скорлупа половинки кокосового ореха. Это и есть главный элемент организации производства. В дне кокса – дырочка, а внутри лежит камень. Время наполнения кокоса водой довольно точное – примерно три минуты. Таким образом, базовая временная единица техпроцесса – «один кокос». За водяным таймером следит помощник золотобойцев – внимательный мальчуган на корточках. Темп работы определяется в 120 ударов/кокос. После одного кокоса – мастер отдыхает примерно пол-кокоса (и металл немного остывает). После трех кокосов оправка переворачивается. 18 кокосов примерно равны одному часу ковки. Весь процесс до выхода годного занимает 6.5 часов, из них сама ковка  - примерно пять часов (90 кокосов, 10 800 точно отмеренных по силе и точности ударов).  На выходе  - сусальное золото толщиной 0,1 микрон.

Конечный продукт либо раскладывается в листки для храмов, либо идет мастерам на золочение разнообразных предметов и сооружений.

Наш заход в мастерскую был не случаен, т.к. следующим пунктом программы было посещение храма Маха Муни.

Согласно легенде, во времена жизни Будды государством Ракхином правил король-язычник Пьяр Зумбу, который был широко известен благодаря надменности, тщеславию и нежеланию оказывать должное уважение самому Просветленному. Узнав об этом, Будда заглянул в его душу и увидел в самой ее глубине мудрость, которую можно было разбудить. Однажды святой Учитель появился перед королем, сидя на королевском троне, одетый в царские одежды, с роскошным поясом и с замысловато украшенной короной на голове. Король смог взглянуть на себя со стороны, после чего раскаялся в собственных деяниях и стал преданным последователем буддизма. Желая увековечить свое перерождение, король приказал немедленно запечатлеть своего наставника в бронзе. Будда согласился, и такая статуя была отлита из бронзы. Оставалось лишь прикрепить голову к туловищу. Но это оказалось сложным. Голова вновь и вновь отделялась.

Тогда сам Будда пришел на помощь мастерам. Он обнял статую и семь раз прижал к груди. После этого работу без труда можно было закончить. Великий учитель завещал почитать эту статую, как его самого. По преданию, до конца жизни Будда разговаривал со статуей. Однако перед смертью он приказал статуе замолчать, иначе люди тревожили бы ее бесконечными просьбами и невыполнимыми желаниями.

С того момента статуя не издала ни звука. Она останется немой до того момента, когда нужно будет поведать людям о приходе в мир пятого Будды — Ариматрейи. Стало быть, онемела.

В Бирме миллионы ликов Будды, дышащих покоем и умиротворенностью, с вечной, загадочной, скорее снисходительной улыбкой. Но лицо Маха Муни жесткое и неприступное. С устало прикрытыми веками, оно выглядит почти грозным. Старики говорят, что со временем лицо статуи приобрело выражение недовольства оттого, что человечество изменилось к худшему..

Буддисты Мьянмы считают, что ценность этого позолоченного изображения Будды состоит не только в том, что оно воспроизводит облик Учителя, но и в магической силе самой святыни. Причиной этому является предание о том, что, сделанная при жизни Гаутамы, статуя так ему понравилась, что он наполнил ее своим духом, который должен сохраниться в ней в течение пяти тысяч лет. По преданию, при жизни Будды были отлиты всего пять его статуй: две хранятся в Индии, две — в раю, а пятая — Маха Муни.

Статуя отлита из бронзы, ее высота составляет 3.83 метра, над статуей находится золотой балдахин в виде шатрового свода с лотосовым бутоном посередине.

Все тело статуи (кроме лица)  и постамент, на котором она находится, покрыты золотом, в основном это тонкие золотые листки, которые прикрепляли  к статуе верующие в течении многих столетий.

Кроме этого на статуе прикреплено огромное количество золотых предметов, многие из которых украшенны драгоценными камнями (на первый взгляд – в основном рубины и изумруды). Это пожертвования членов королевской семьи и высокопоставленных верующих .

Если предположить, что статуя представляет собой конус высотой 3,8 метра и радиусом основания 1 метр, то золото которое покрывает статую толщиной 10 см (хотя говорят, что толщина 16 см.) в объеме составит 1 м³, при плотности 19321 кг/ м³ -   сами понимаете сколько. Это в два раза больше официального золотого резерва Мьянмы.

Вместе с образом Будды из Аракана были привезены шесть древних ангкорских бронзовых фигур, попавших  туда в 1600 году из Баго в качестве военных трофеев.

Сейчас они выставлены во дворе храма и пользуются репутацией целительных (в прямом смысле этого слова – для исцеления надо прикоснуться больной частью тела к одной из статуй).

Далее наш путь лежал в деревянный монастырь Швеинпин.

Монастырь очень привлекательный, построен в традиционном бирманском стиле. Это одно из немногих зданий, переживших испытание временем. Резьба по дереву впечатляет.

После монастыря заехали в антикварную лавку, посмотрели чем торгуют и направились еще в одну бывшую столицу - город Аву - столицу шанско-бирманского государства Авы, существовавшего с 13 века.

Город сильно пострадал после землятрясения 1838 года, так что исторических зданий осталось немного - остатки крепостной стены, королевская башня.

 

В голове мало что отложилось.

Единственно что помню - это ездили по территории на лошадиной повозке и еще помню очень красивый Деревянный монастырь Багая, с замечательной резьбой и каменный монастырь Ме Ну.

Монастырь является одним из лучших образцов архитектуры Мьянмы  в период с 1752 по 1885. Он был был построен в начале 19 века, в 1822 году при королеве Нанмадау Мье (Nanmadaw Me) из кирпича покрытого штукатуркой, но по канонам положенным для деревянных монастырей. Монастырь был построен для королевского священнослужителя Nyaunggan Sayardaw U Po. В 1838 г. Монастырь был частично поврежден в результате землетрясения. В 1873 г. его восстановила принцесса Синфумешин (Sinphyumashin), (дочь королевы Ме Ну и короля Миндона).

Мьянмская пословица гласит - когда ты молод, ты получаешь образование, в середине жизни - стремишься к богатству, в старости ищут просветления. Много пожилых мужчин и женщин оставив свои семьи приходят в монастыри Сагайна. Но в защите Будды нуждаются не только не только пожилые. Некоторые молодые люди приходят по собственному желанию жить своей жизнью в медитации и молитвах. Мужские и женские монастыри дают убежище для тем, кто испытывает эмоциональный стресс или личные травмы. Милосердие и сострадание, а также омоложение души открывается среди песнопений и колоколов и от окружающих пагод и монастырей.

Сагайн является религиозным убежищем мьянмцев, местом медитаций и размышлений о философии Будды, который говорит, что только путем ослабления привязанности к материальной жизни мы можем обрести мир. Те, кто медитирует в Сагайне имеет минимум материальных благ: несколько смен одежды и двухразовое питание, но у них есть безграничное спокойствие в тенистых и прохладных садах, и у них есть мир.

Мы поднялись на холмы Сагайна не для медитаций, а для того чтобы насладиться замечательными видами, которые открываются с высоты.

 

Дальше