Меню

Мандалай

3 день 2.02.2013 (Амарапура - Мандалай) 

С вечера собираем манатки, чтобы с утра пораньше вылететь в Мандалай. В Мьянме оригинальный способ внутренних авиаперевозок. При регистрации в аэропорту пассажирам наклеивают на одежду цветные стикеры  - на каждый рейс свой цвет. Перед посадкой по залу проходит специально обученный человек с транспарантом на котором написан номер рейса, если кто-то не заметил, его вычисляют по стикеру. Но это еще не все - сами самолеты летают по круговому маршруту со многими посадками, кто-то из пассажиров выходит на первой остановке, кто-то на следующих. Как в маршрутке одним словом. Главное знать на какой остановке выйти.

На улице утренняя прохлада. Не сказать что холодно, но свежо. По дороге из аэропорта Мандалая заезжаем к мосту У-Бейн, одному из символов Мьянмы, знаменитому деревянному мосту, который целиком сделан из тика и является самым длинным деревянным мостом в мире. 

На многих картинках и фотографиях Мьянмы можно видеть именно этот мост.  Уходящая вдаль змейка моста – зрелище необыкновенное. Перекинут тиковый мост через озеро Таунтоме Кэ.  Уникальности этого моста в том, что он имеет длину 1 200 метров и сделан без единого гвоздя. После того, как король Миндон перебрался из Амарапуры в Мандалай, королевский дворец  разобрали и из его колонн построили мост через озеро, для того чтобы сократить путь из старой столицы в новую. Король усмотрел в этом деянии признаки заговора и велел поотрубать головы инициаторам строительства. Справедливости ради стоит отметить, что часть опор сейчас заменена на бетонные, но каждый тиковый столб-опора моста пронумерован и является практически национальным достоянием. 

На берегу стоят запоминающиеся деревья, которые все фотографируют и выкладывают в блогах, под мостом пасут уток и ловят рыбу.

Мы все это задокументировали и переехали  в находящийся неподалеку монастырь Махагандайон который расположен в небольшом древнем городе Бирмы Амарапура. Это самый большой монастырь Бирмы, обитель и место медитации полутора тысяч монахов. Часть монастыря занимает знаменитая богословская школа, посвященная изначальному учению Будды. Нередко детей отдают в этот монастырь, чтобы они получили здесь начальное образование. Каждый день в 10:30 монахи покидают свои кельи, чтобы вкусить пищу, которую им жертвуют местные жители.

В этот день обед монахам приподнесла какая то местная компания, сотрудники которой готовили еду и накрывали столы.

В мужских монастырях монахи не готовят пищу сами. Они довольствуются тем, что поднесут местные жители. Для этого монахи по утру проходят по улицам и местные жители выносят вареный рис и другую пищу, которые монахи благосклонно  принимают.

При этом разговоров не разговаривают, монахи стоят слегка опустив голову, а подносящие еду во время подношения снимают обувь. В женских монастырях все происходит немного иначе. Женщины сами готовят себе пищу и поэтому им  делают подаяния сырыми продуктами.  В монастыре Махагандайон туристам разрешают присутствовать при трапезе, но совершается она в полной тишине. Посетителям также дозволено войти в монастырь и познакомиться со здешним укладом жизни.

После монастыря нас завезли в ткацкую мастерскую, на которой вручную ткут шелковую ткань для праздничных нарядов.

Местные модницы заказывают такую для особо торжественных случаев. Ткань имеет уникальный рисунок и стоит достаточно дорого - до нескольких тысяч долларов за отрез, и не случайно - процесс изготовления длится несколько месяцев. Такую ткань приобретают в основном для свадебных нарядов.

Король Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты - священная книга Трипитаки - "три корзины закона". "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья.

Тура завез нас в деревянный монастырь Багая (хранилище книг из пальмовых листьев).

В этом монастыре организовано хранилище древних книг, начиная с 14 века. Книги хранятся в шкафах в темноте. 

Нам разрешили пройтись по хранилищу и посмотреть все это. Книги переписывались вручную из века в век и, как результат, появились расхождения, так сказать разные редакции из-за чего стали возникать разногласия. Король Миндон, со свойственным ему размахом набрал, говоря современным языком, проектную команду, которая в течении пяти месяцев устранила все расхождения, свела все это в канонический текст, окончательную версию Палийского Канона и была высечена на 729 мраморных плитах Кутодо-Пайи.

 

Каждая плита стоит в своей собственной ступе, а сами они белоснежными рядами расходятся в разные стороны от главной позолоченной пагоды.

 

Сей архитектурный шедевр считается самой большой книгой в мире. В  1900 году текст с камней был напечатан на бумаге, получилось 38 томов по 400 страниц. 

Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту. Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства…  Была и еще одна причина - города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии. И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сагайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.

Король Миндон увидел счастливое место во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди. 

 

В соответствии с традиционными представлениями бирманцев, при основании Мандалая под воротами и угловыми башнями стены дворцового комплекса, а также непосредственно под троном были замурованы 52 человека в качестве жертв духам-натам (как правило, в качестве «строительных жертв» использовались преступники, приговорённые к смертной казни). В основании угловых башен были помещены также четыре кувшина с маслом, которые раз в 7 лет должны были проверяться астрологами. На третью проверку, в 1880 году, выяснилось, что масло в двух кувшинах высохло. Кроме того, появилось немало других недобрых предзнаменований. Астрологи порекомендовали королю Тибо перенести столицу. Король категорически отказался. Тогда было принято решение умилостивить натов принесением большого количества ритуальных жертв — 100 мужчин, 100 женщин, 100 мальчиков, 100 девочек, 100 солдат и 100 иностранцев. Королевский указ был объявлен публично, начались аресты, и в Мандалае наступила всеобщая паника. Жители бежали из города, а иностранные государства, и в первую очередь Великобритания, под предлогом защиты своих подданных стали недвусмысленно угрожать интервенцией. В ответ на английский ультиматум аресты прекратились, но 100 арестованных удалось тайно замуровать заживо.

Англичане, а затем японцы, бомбившие Мандалай во время Второй мировой войны, разграбили город и дворец. Из лба статуи Будды был вынут огромный алмаз, многие другие ценные вещи тоже были увезены. Часть из них Англия в конце 1960-х годов вернула Бирме: в их числе оказались украшенная драгоценными камнями обувь, обоюдоострый меч, золотая птица хинту - всего 17 предметов.

От дворцовых построек Мандалая сохранились лишь Часовая башня и каменное здание одного из павильонов, превращенное сейчас в музей. Крытая шатром 26-метровая Часовая башня стоит и поныне, хотя фундамент ее осел и сама она накренилась наподобие знаменитой Пизанской башни. По периметру, словно змея, Часовую башню обвивает наружная винтовая крытая лестница. Несмотря на довольно сильный наклон, башня сохраняет устойчивость и пережила не одно землетрясение. Раньше на ее вершине дежурили дозорные, которые следили не только за ходом часов, но и за тем, не возник ли где-нибудь в городе пожар.

Сохранилось еще одно здание из королевского дворца. Это деревянный Храм Швенандоу построен в середине 19 столетия и располагается на территории монастыря. Храм является самым существенным из исторических зданий Мандалая, так как этот "Золотой Дворец Монастыря" является единственным сохраненным объектом прежнего деревянного Королевского Дворца, построенного Королем Миндоном в середине девятнадцатого века.

Первоначально этот храм был частью королевского дворца в Амарапуре, но позже он был перемещен в Мандалай, и под названием Мья Нэн Сан Кйяв стал северной секцией Стеклянного Дворца и частью королевских квартир короля.

Король Миндон умер в этом месте в 1878, и его сын и преемник, Король Тибо (1878-1885), часто шел туда, чтобы размышлять. Однако, в скором времени он стал считать, что дух Миндона часто посещает здание, и в октябре 1878 он приказал, чтобы этот храм демонтировали и удалили из Королевского Города. Но скорей всего он не хотел чтобы что то ему напоминало о том, как в этом дворце он с помощью своей тещи - вдовы своего отца, коварно убил всех претендентов на трон. Тибо женился на двух своих сводных сёстрах, младшая из которых Супаялат серьёзно вмешивалась в государственные дела. По её настоянию, взойдя на трон, во избежание династийной борьбы и интриг он приказал казнить 80 своих ближайших родственников, принцев и принцесс, поместив их в вельветовые мешки и задушив или затоптав слонами.

Как бы то ни было, но благодаря этому мы теперь можем наблюдать прекрасное творение зодчих, великолепную резьбу по дереву. Храм впечатляет художественным оформлением линий крыши, которые богато украшены многочисленными элементами художественной резьбы, в том числе различными фигурками людей и птицеобразных существ. Богатые резные фигурки на ставнях, балюстрадах и парапетах и деревянные надписи напоминают о славе и богатстве прежнего королевского дворца.

С храма, после того, как его перенесли с территории королевского дворца сняли позолоту, но все равно кое-где сохранились небольшие остатки золотого величая. 

В заключении дня мы отправились на Мандалайский холм - наблюдать закат.

Дальше

 

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграма

За небольшую оплату techart на выгодных условиях.