Мандалай
3 день 2.02.2013 (Амарапура - Мандалай)
С вечера собираем манатки, чтобы с утра пораньше вылететь в Мандалай. В Мьянме оригинальный способ внутренних авиаперевозок. При регистрации в аэропорту пассажирам наклеивают на одежду цветные стикеры - на каждый рейс свой цвет. Перед посадкой по залу проходит специально обученный человек с транспарантом на котором написан номер рейса, если кто-то не заметил, его вычисляют по стикеру. Но это еще не все - сами самолеты летают по круговому маршруту со многими посадками, кто-то из пассажиров выходит на первой остановке, кто-то на следующих. Как в маршрутке одним словом. Главное знать на какой остановке выйти.
На улице утренняя прохлада. Не сказать что холодно, но свежо. По дороге из аэропорта Мандалая заезжаем к мосту У-Бейн, одному из символов Мьянмы, знаменитому деревянному мосту, который целиком сделан из тика и является самым длинным деревянным мостом в мире.
Мы все это задокументировали и переехали в находящийся неподалеку монастырь Махагандайон который расположен в небольшом древнем городе Бирмы Амарапура. Это самый большой монастырь Бирмы, обитель и место медитации полутора тысяч монахов. Часть монастыря занимает знаменитая богословская школа, посвященная изначальному учению Будды. Нередко детей отдают в этот монастырь, чтобы они получили здесь начальное образование. Каждый день в 10:30 монахи покидают свои кельи, чтобы вкусить пищу, которую им жертвуют местные жители.
В этот день обед монахам приподнесла какая то местная компания, сотрудники которой готовили еду и накрывали столы.
После монастыря нас завезли в ткацкую мастерскую, на которой вручную ткут шелковую ткань для праздничных нарядов.
Местные модницы заказывают такую для особо торжественных случаев. Ткань имеет уникальный рисунок и стоит достаточно дорого - до нескольких тысяч долларов за отрез, и не случайно - процесс изготовления длится несколько месяцев. Такую ткань приобретают в основном для свадебных нарядов.
Король Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты - священная книга Трипитаки - "три корзины закона". "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья.
Тура завез нас в деревянный монастырь Багая (хранилище книг из пальмовых листьев).
В этом монастыре организовано хранилище древних книг, начиная с 14 века. Книги хранятся в шкафах в темноте.
Нам разрешили пройтись по хранилищу и посмотреть все это. Книги переписывались вручную из века в век и, как результат, появились расхождения, так сказать разные редакции из-за чего стали возникать разногласия. Король Миндон, со свойственным ему размахом набрал, говоря современным языком, проектную команду, которая в течении пяти месяцев устранила все расхождения, свела все это в канонический текст, окончательную версию Палийского Канона и была высечена на 729 мраморных плитах Кутодо-Пайи.
Каждая плита стоит в своей собственной ступе, а сами они белоснежными рядами расходятся в разные стороны от главной позолоченной пагоды.
Сей архитектурный шедевр считается самой большой книгой в мире. В 1900 году текст с камней был напечатан на бумаге, получилось 38 томов по 400 страниц.
Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту. Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства… Была и еще одна причина - города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии. И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сагайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.
Король Миндон увидел счастливое место во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди.
Англичане, а затем японцы, бомбившие Мандалай во время Второй мировой войны, разграбили город и дворец. Из лба статуи Будды был вынут огромный алмаз, многие другие ценные вещи тоже были увезены. Часть из них Англия в конце 1960-х годов вернула Бирме: в их числе оказались украшенная драгоценными камнями обувь, обоюдоострый меч, золотая птица хинту - всего 17 предметов.
От дворцовых построек Мандалая сохранились лишь Часовая башня и каменное здание одного из павильонов, превращенное сейчас в музей. Крытая шатром 26-метровая Часовая башня стоит и поныне, хотя фундамент ее осел и сама она накренилась наподобие знаменитой Пизанской башни. По периметру, словно змея, Часовую башню обвивает наружная винтовая крытая лестница. Несмотря на довольно сильный наклон, башня сохраняет устойчивость и пережила не одно землетрясение. Раньше на ее вершине дежурили дозорные, которые следили не только за ходом часов, но и за тем, не возник ли где-нибудь в городе пожар.
Сохранилось еще одно здание из королевского дворца. Это деревянный Храм Швенандоу построен в середине 19 столетия и располагается на территории монастыря. Храм является самым существенным из исторических зданий Мандалая, так как этот "Золотой Дворец Монастыря" является единственным сохраненным объектом прежнего деревянного Королевского Дворца, построенного Королем Миндоном в середине девятнадцатого века.
Как бы то ни было, но благодаря этому мы теперь можем наблюдать прекрасное творение зодчих, великолепную резьбу по дереву. Храм впечатляет художественным оформлением линий крыши, которые богато украшены многочисленными элементами художественной резьбы, в том числе различными фигурками людей и птицеобразных существ. Богатые резные фигурки на ставнях, балюстрадах и парапетах и деревянные надписи напоминают о славе и богатстве прежнего королевского дворца.
В заключении дня мы отправились на Мандалайский холм - наблюдать закат.